вторник, 26 декабря 2023 г.

Нонна

 


Сегодня два года, как нас покинула Нонна. Ушла в одиночестве, обманутая. Я вспоминаю мамину (а долгие годы мою) подругу с неизменной благодарностью.

Удивительное дело: в детстве меня окружали две пары друзей родителей, обе бездетные. 

Анжелика, тетя Желя, до самого конца жизни страдала, что нет ребёнка, восхищалась самыми сопливыми и золотушными, а меня выбрала в качестве приемной дочки, скорее такой… «воскресной». Баловала, могла полночи отпускать ставшее коротким пальтишко, чтобы я завтра могла пойти в нем в школу, присылала таинственные письма с забавными вкладышами, кормила на убой, когда я приходила погостить.

Нонна же от детской темы дистанцировалась, ну нет - и нет, зато можно жить в своё удовольствие, после театра отправиться с мужем в ресторан, рвануть на юг на выходные - благо финансы позволяли. Ко мне, воспитанной и послушной девочке, относилась доброжелательно, но всегда… с резервом.

С тетей Желей я обнималась, забиралась на колени, тетя Нонна могла погладить по головке и спросить, не особо ожидая ответа, как дела в школе (она знала, что учусь хорошо, а я знала, что мои школьные передряги ее ни капельки не  интересуют).

Желя была взрывная, эмоциональная, ревнивая, Нонна - холодноватая, сдержанная и любезная.

Но так удивительно сложилась жизнь, что с Желей мы потеряли связь на годы, Нонна же всегда была рядом… 

Я выросла, и мы просто стали с ней…не подругами, конечно, но родными. Она стала мне тетей, а я ей - племянницей, хотя племянница и племянник у неё были, да только кровное родство далеко не всегда про близость, помощь, понимание… Мои дочки тоже считали ее тетей, так что бездетная женщина получила целый выводок отпрысков… включая Алишу.

Тетя Желя была интеллектуалкой, не пропускала литературных новинок, театральные премьеры, и мы горячо их обсуждали. С тетей Нонной хорошо было выбрать фасон пальто, уточнить, как лучше вязать реглан, узнать, чего ни в коем случае не добавлять в тесто на сметане…

Я любила их обеих, но всегда казалось, что с Желей буду дружить до конца ее (или моей) жизни. Я была ей нужна. 

Нонну же радовали гости, поездки, восхищение друзей - она, и правда, всегда прекрасно выглядела, так что восхищение было заслуженным. Чужие дети, даже выросшие, напоминали, видимо, о той части жизни, которая не сбылась. А вот неудачные отпрыски даже коллекционировались: вот, столько вложили в ребёнка, а он… так подвёл!

Но так удивительно вышло, что после смерти мужа друзья потихоньку-потихоньку отошли в сторону, подруг становилось все меньше, и я постепенно осталась единственной в ее жизни из прошлого, я помнила ее мужа Мишу, нашу поездку в Литву на двух машинах, ее собаку Дингу, которая сожрала мою варежку… сказочное платье, связанное на полуторамиллиметровых спицах… мое детство и ее молодость, все переплелось, ее рассказы про былое… удивление, что я не помню войну и послевоенное время (нет-нет, это был не маразм, просто Нонне казалось, что я всегда была в ее жизни, как она в моей).

С возрастом Нонна становилась все теплее, все открытее, я была ее утешительницей, жилеткой, в которую плачут, плечом, костылем… В последние годы она была откровенна со мной, обсуждая самые неудобные вопросы, иногда я начинала чувствовать себя… ее мамой.

Почти до самого конца Нонна оставалась интересной дамой, прекрасной хозяйкой, рукодельницей. Я старалась брать пример, но так, как у неё, не получалось. 

Вся моя жизнь проходила с Нонной, вот только два года без неё. Вспоминаю ее с благодарностью и думаю, что судьба на примере Жели и Нонны показала мне, как важно иметь детей. По крайней мере, таким, как я. Мне это важно. А ещё и внуков.

А Нонна, я верю, там, где-то на облаке (или как там все устроено наверху?) вяжет, печёт, гуляет со своим мужем и со своей боксершей Дингой, делает ремонт в райских кущах, общается с друзьями, с моими родителями… Ну пусть?..


Комментариев нет:

Отправить комментарий