воскресенье, 23 июня 2019 г.

Гинда и Надя

Ты - настоящая еврейская мать!, - говорила Наде ее старшая подруга Галя. На самом деле ее звали Гинда, но только дома, и Надя так звала, а на работе лучше было быть Галиной.

А что это значит - еврейская мать?, - не понимала Надя.

Еврейская мать для сыночка сделает все, кусок мяса от себя отрежет, лишь бы мальчик был сыт!

Надя возражала: у меня же дочь, Галочка.
Неважно, - отмахивалась Гинда, - будет и сын.

Надя не знала, как реагировать. В тех краях, откуда она была родом, евреи не жили.

У Гинды детей не было, и мужа тоже. Они с Надей работали в одном машбюро и жили рядом. Надя любила забегать после работы к Гинде. Та варила кофе, а ее мама, Рая Моисеевна, чистила селедку. Почему-то кофе с селедкой - это было необыкновенно вкусно. Рая Моисеевна говорила странно: вроде по-русски, а не поймёшь. Особенно, когда вскрикивала, а вскрикивала она часто.

Что это?, - спрашивала Надя.
Да идиш же!, - отвечала Гинда. Но понятнее от этого не становилось.

Ещё в доме жил Йосик, младший брат Гинды. Гинда была красавица, а Йосик - не очень: невысок, худощав. Похож на Раю Моисеевну, хотя та была большая и полная.

Когда началась война, а она началась совершенно для всех неожиданно, Надя с Галочкой собрались в эвакуацию, Йосик пошёл на фронт, а Гинда с Раей Моисеевной остались: иначе как же Йосик будет писать, кто же ему скажет, где его любимая мама?!

После войны Надя с дочкой вернулись домой. Ее квартиру заняли другие люди. Надя отправилась к Гинде. Раю Моисеевну она не узнала: ее встретила сухонькая седая старушонка.

Гинда погибла во время бомбежки. Бомбили рядом, их дом не пострадал. Побежала в машбюро, вызвали. Что там им было надо печатать? Рая Моисеевна говорила монотонно, без всяких эмоций.

Оставайся, - просто сказала Наде.

Потом вернулся Йосик, живой, только в ногу ранили. Какое счастье, какое счастье!, - говорила Рая Моисеевна, - хромает - это даже хорошо, придаёт мужчине интересность!

Стали жить все вместе. Йосик работал, Надя тоже, Рая Моисеевна - по дому и за Галочкой приглядеть.

У Нади с Йосиком родился сын, Лёвка. Галочку стали звать Гиндой. Надя, как и Рая Моисеевна, часто вскрикивала на идише, даже не замечая.

Дети выросли. Надя по-прежнему желает им а гуте нахт по вечерам, и внукам тоже. Хотя внуки, живущие в Ашкелоне,  конечно, больше говорят на иврите.

Комментариев нет:

Отправить комментарий