среда, 31 августа 2016 г.

Царево. Праздник в селе Българи

Наш знакомый болгарин предложил отправиться в село на праздник и посмотреть, как гуляют простые сельские жители, сказав: «Да тут… рядом!» «Почему бы и нет?», - ответили мы. От Царево поехали по узкой дороге, забираясь все выше и выше на гору Странджу, казалось, добрались до самой вершины - и, честно говоря, мне стало немного не по себе, но навстречу ехали машины, и это успокаивало. Потом асфальт закончился, и начались ухабы… Тут и погранзастава - село Българи расположено недалеко от Турции. К счастью, партизанскими тропами с заплечными мешками нам идти не пришлось, и через пару минут мы оказались на большой лесной поляне недалеко от деревни.

Как гуляют сельские жители? Признаюсь, в русской деревне я на праздниках не была. По рассказам родителей отца, которые родом из тульской области (но в ранней юности перебрались в Москву), особых праздников там не было. Дед говорил, что ему было не до гулянок, а бабушка вспоминала, что, бывало, танцевали кадриль, собираясь у кого-нибудь, но обязательно был какой-нибудь «ферт», который выкаблучивался перед всеми. Я помню, как бабушка с дедом и бабушкины братья с женами пели на семейных сборах в их коммуналке «Хасбулат удалой, бедна сакля твоя…», «Когда бы имел златые горы…» и, что особенно раздражало маму, «Шумел камыш…» Отцовская родня по русским представлениям была совершенно непьющая, а эта песня у мамы ассоциировалась с сильной стадией опьянения. Танцев никаких не было, потому что комната, хоть и была большой, свободного места не оставляла. 


Когда мы наконец добрались, праздник в селе был в разгаре: на общих длинных столах - много еды, хватало и выпивки. Сидели в основном мужчины, женщины все больше подавали и убирали, а потом пристраивались на край скамьи. Угощали нас горячим супом из баранины, он называется «курбан» - вкусно, жирно, мясо варится долго и отделяется от костей. Такой вариант жидкого студня или хаша. Нам предложили и «ракийки», как ее нежно назвал наш знакомый, но в жару да за рулем… Надо сказать, что пьяных не было совсем. Люди ели, пили и танцевали. Хоро, разумеется, то есть народный болгарский танец - что-то вроде быстрого хоровода. Все болгары танцуют хоро - и мал, и стар. Это очень здорово смотрится, потому что все движения скоординированы и ноги (даже после ракийки) не путаются - очевидно, умение передается генетически. Прямо как какой-нибудь фольклорный ансамбль, только в шортах, майках и шлепанцах. (Хотела узнать у местных, какой процент болгарской крови надо иметь, чтобы не ошибаться в танце, но музыка была слишком громкая…) Танцевали под аккордеон в сопровождении барабана и  волынки, было и несколько певцов из местных. Некоторые болгарские мелодии для моего уха звучат… слегка однообразно, долгое соседство с турками наложило определенный отпечаток. Турок здесь не любят, хотя они никаких неприятностей сейчас не причиняют - видимо, невозможно забыть долгое турецкое владычество, а также то интересное обстоятельство, что они находятся всего в трех километрах. И само название - Българи - недвусмысленно намекает на то, что Турция кончилась. Здесь уже живут болгары!  Деревенские, надо сказать, в танцах очень стойкие: певец пропел, наверное, 64 куплета, и никто не выпал из хоро, продолжая перебирать ногами и в нужную минуту поднимая соединенные руки. Смысл песни от меня ускользал, показалось, что это что-то вроде наших частушек («По реке плывет утюг из села Кукуево… ), но, видимо, почти без юмористического оттенка - певец лишь иногда позволял себе легкую улыбку… Похоже кое-что он сочинял на ходу, потому что иногда получалось не в рифму, но голос был хороший, громкий. «Фертов» из деревенских воспоминаний бабушки Агафьи тут не обнаружилось: никто не вышел в центр круга, не выкинул пару коленец, не продемонстрировал особые танцевальные умения. Ни одна девушка не пыталась привлечь к себе внимание в танце… Ни один дед не показал молодым, как надо танцевать хоро в соответствии с традициями, без новомодных штучек. Именно глядя на танцующих, я поняла, что хоть мы и братья-славяне, да не похожи совсем… Про нас, россиян (советских граждан), принято говорить, что мы - коллективисты… Коллективисты - скорее болгары, а мы…