четверг, 24 августа 2023 г.

Гданьск

 Моя бедная мама говорила по-польски как по-русски - она закончила славянское отделение филфака МГУ и училась у носителей языка. Потом всю жизнь поляки не верили, что у мамули нет ни капли польской крови… Бедная - потому что то ли была в Польше проездом, то ли и не была совсем, такие были времена… 

В детстве мама читала мне журнальчик «Мищь Ушатек», про веселого маленького медведя и его друзей - на польском, разумеется, а потом я любила разглядывать ее «Кобету и жиче», еженедельник для женщин, на который в Москве можно было тогда свободно подписаться. 

Как-то летом, во время длинных каникул, мама стала учить меня польскому по своим университетским учебникам, и мне ужасно нравилось, хотя было много отвлечений: велосипед, речка, друзья, бабушкины пирожки. А ещё мама читала нам - именно на даче - детективы Агаты Кристи на польском. Ну то есть читала по-русски, но иногда, забывшись, переставала переводить… Дело в том, что в те давние годы детективы не продавались в нашем отечестве, а уж тем более - Кристи, а поляки и свои сочиняли, и переводить не брезговали… так что многие названия романов великой Агаты я помню именно по-польски, а не по-английски или по-русски…

И вот мы в Гданьске. Это мой второй приезд в Польшу, 8 лет назад, кажется, любовалась Краковом. Удивляюсь, сколько слов помню из детства… Радуюсь звучанию польской речи! Радуюсь гданьской прохладе, свежей зелени, мягкому песку. Радуюсь и приветливости поляков, потому что мы вычисляемы, но ни у кого здесь русский язык не вызывает удивления. А уж когда я старательно и правильно читаю название блюд в меню, официанты расплываются в улыбках и пытаются окончательно перейти на польский - но делать этого, конечно, не стоит!

Алише в Гданьске нравится! Она тоже устала от тбилисской жары, хотя, как южанка, накидывает кофту при +22… В нашем отеле куча детей, и наш светлоголовый ребёнок совсем не отличается от маленьких поляков. 

Я рассказываю Алише про ее прабабушку, неожиданно вспоминая польские слова, выученные в детстве…

Мама, сидя на облаке, хихикает: 

- Какой же у тебя сильный русский акцент, детка!

Так и есть. Куда денешься…

Комментариев нет:

Отправить комментарий