понедельник, 22 июня 2015 г.

Мамин рассказ о первом дне войны



Моя мама рассказывает: "Было воскресное утро. Жаркий солнечный день. Каникулы. Мы с родителями недавно вернулись из Калинина, и так хотелось вновь вдохнуть родной московский воздух. Мы собиралась пойти с родителями в парк культуры, погулять, может быть, посмотреть какой-нибудь фильм и выпить по стаканчику ситро. Я звоню папе - его почему-то вызвали в воскресный день.  Папа работал тогда в пресс-бюро ТАСС. Я помню, что он обещал быстро вернуться, но почему-то задерживается. Папа мне говорит: "Валерочка, ты мне больше не звони, я, когда смогу, сразу же прийду". Я позавтракала, и мы с мамой ждем папу. Мы стоим у распахнутого окна и смотрим, когда же он появится. Мама расчесывает мне косы, а может быть, и нет - не помню, только хорошо помню, что мы - у окна. И вдруг на улице раздается -  через громкоговоритель: "Ждите важное правительственное сообщение!" Я? Я не о чем не подумала, да и мама, мне кажется - тоже. Нет, не испугалась… Мне тогда было 13, я даже не подумала о чем-то плохом… Мы стоим и продолжаем разговаривать, смотрим в окно дома напротив. Там женщина с длинными волосами и тоже расчесывает волосы… Мы с мамой обсуждаем, какая она красивая. И вот раздается второе сообщение - уже о начале войны. Ну да, то самое... И эта незнакомка - мы видим ее через тонкую тюлевую занавеску (тогда такое было только в богатых домах) -  вдруг заламывает руки вверх и вся переламывается назад под тяжестью свалившейся беды… Для меня та женщина - символ войны. Я? Нет, не заплакала… Мама? Мама молчала, не сказала ни слова. А что потом? Потом мы собрались обедать… Оказалось, что в доме закончилась соль. Мама послала меня за солью. Я вернулась ни с чем, мама пошла сама, а там на нее все накинулись с криками: "Соль всем нужна!"… Нет, не купила, наверное, да я не помню... Было страшно? Знаешь, нет, казалось, что все скоро кончится… Это же не могло быть долго! Ощущение войны? Не знаю даже… Мы постоянно играли в войну. Да, конечно, еще до войны! Как играли? Ну, спасали какие-то документы, например! Выносили из "обкома" какие-то важные "бумаги"… Спасали от захватчиков. Каких? Да нет, не от немцев - они же тогда были нашими друзьями! В школах учили немецкий: "Анна унд Марта баден"… Папа пришел очень поздно и сказал маме: "Это очень серьезно… Я даже не могу тебе сказать, как это серьезно…" Но я об этом не знала, мама потом мне рассказала… Да, вот так и закончился первый день войны. Что делали потом? Просто легли спать…"

P.S. На фото мама - после войны, уже студентка...

Комментариев нет:

Отправить комментарий