понедельник, 10 июня 2019 г.

Про Лорку

www.pinterest.ru

Родители Изольды были молодыми, когда она родилась. Мама - вообще девочкой казалась. Жили весело, особенно когда папа бывал дома. Ходили в парк и пили ситро. Потом, через много лет, объясняя двоюродным племянникам, что это такое, Изольда вздыхала и говорила: вам не понять, вкус детства…

А пока она сама была ребенком и жила без забот. Но главной в доме была все-таки Лорка. Лорка, любимый мамин пудель. Папа собак не то чтобы не любил. Он просто не умел с ними обращаться.
Лорка спала на специальной плоской подушке, на которую мама стелила кружевную салфетку. И если салфетка была мятая, Лорка страдала. И мама тоже. Стелила чистую и говорила: ты моя умница! Избалованная и любимая Лорка. Когда Лорка ела, ей надевали специальную шапочку - иначе уши попадали в миску. Неудобно же. Шапочки были с кружевами. Без шапочки Лорка стояла у миски, возмущалась, но не ела.

Однажды папа гулял с Лоркой и отпустил поводок. Лорка побежала куда-то. Папа вернулся домой, не зная, где искать собаку. Мама Изольды обегала все дворы и узнала, что Лорку поймали собачники. Она бежала за ними и кричала: отдайте Лорку, возьмите мужа взамен!! Но это уже папа Изольды так потом рассказывал, а мама смеялась: ты все выдумываешь, как всегда.

Папа Изольды работал инженером на железной дороге. Он был похож на героя чеховских пьес: носил бородку и пенсне. Много ездил в командировки. Может быть, поэтому его не посадили. Сито репрессий было частым, но с дырками. Проскочил во время командировки, так говорила мама.

А потом началась война. И на третий день папа заболел. Что с ним случилось, никто не понял - было не до того. Он лежал бледный, странно закинув голову, а семейный доктор был мрачен и ничего не обещал. Мама была спокойна, и Изольда - тоже: война скоро кончится и папа поправится. Отец тихо сказал матери: вам надо уезжать… ну после, сама понимаешь, я долго не протяну. Мать замахала на него рукой: что ты говоришь, Севочка, что ты говоришь!

Но война не закончилась и муж не поправился. Рядом с умершим папой Изольды лежала Лорка. Она была странно неподвижна. Изольда никогда не видела мертвых собак. Правда, и мертвых людей ей тоже не доводилось раньше видеть.

Похоронив и отплакав свое, мать с Изольдой отправились в эвакуацию. Им некуда было ехать, но вспомнили о совсем дальних родственниках и двинулись в Ташкент. Ехали бесконечно долго, застревая в промежуточных пунктах. Добравшись до Ташкента, заболели. Родня - да и не родня почти - встретила их прохладно. Через год мама и Изольда решили возвращаться в Москву.

Когда война закончилась, Изольда поступила на искусствоведение. Они жили с мамой вдвоем, в той же самой квартире на Маросейке. Мама вела дом, Изольда сначала училась, потом пошла работать в музей.

Замуж Изольда не вышла. Подруга пыталась ее познакомить. Мама Изольды приготовила парадный обед, подала суп в супнице, пирог с рыбой. Изольда принарядилась: достала мамины украшения. Но родственник подруги не оценил усилий, а выйдя из квартиры даже стал ругаться: куда ты меня привела! Странный он был, родственник этот. Изольда, конечно, не красавица, но миловидная, а то, что говорит басом, так это голос такой, она не виновата.

Были и еще знакомства, в театр сходить, погулять. Но дальше не шло. И Изольда не хотела: с мамой вдвоем - всю жизнь. И спокойно. Вечером Изольда рассказывала маме, что было в музее. А мама - про покупки, разговоры в очереди. Так и жили.

У подруг пошли дети. А Изольда завела маме Лорку, пуделя, в честь той, умершей. Пудель - это как ребенок, - говорила она. Мама ходила на прогулку с собакой - врач сказал, что она мало двигается.

Потом и вторая Лорка умерла. Век собачий не особо длинный. Мама Изольды очень горевала. Изольде даже показалось, что мама оплакивает сразу всех: обеих Лорок и отца. Мать вообще вдруг сдала, да ведь и годы брали свое: 92 все-таки.

Когда мама умерла в 94 года, Изольде исполнилось 75. Она все еще работала в музее, на полставки. Вернувшись с похорон, она легла на мамину кровать. И так лежала очень долго, потому что за окном стало темно, а потом светло, и вновь темно. Зачем вставать? Идти в музей? Все и так ждут-не дождутся, когда она уйдет на пенсию.

Изольда ушла из музея. Много гуляет. У нее теперь есть Лорка. Третья. Она спит с Изольдой в одной кровати и по утрам вылизывает ей уши. Изольда связала Лорке шапочку - чтобы уши во время еды не пачкались - пудель же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий