воскресенье, 27 октября 2013 г.

Ржаные оладьи с морковью или о деревенской еде

Моя бабушка Агафья особой кулинаркой не была. Думаю, негде ей было научиться готовить, да и денег всегда не хватало. А может, и не ценилось это умение в их среде. С бабушкой Надей она никогда и не пыталась соревноваться, и, приходя с дедом Игнатом к нам в гости, часто спрашивала: "Надежда Григорьевна! Что это вы все выдумываете? Опять новый салат? И не пойму, из чего…" Был ли это завуалированный комплимент? Или откровенное неодобрение? Трудно сказать, но скорее - второе… Иногда Агафья все-таки спрашивала у Надежды рецепт, задумчиво слушала, потом жевала губами и ничего не записывала. В их доме я никогда не пробовала ничего похожего на привычную бабулину стряпню. Зато бабушка Галя (переехав из деревни в город, Агафья стала Галиной) отлично солила огурцы, грибы, квасила капусту. Лучшей едой считала отварную грудинку с отварной же картошкой - мясо вываливала в эмалированную миску, а картоху подавала прямо в кастрюле. Пирожки ее мне не нравились - баба Галя явно экономила на сдобе, и тесто напоминало хлеб. Впрочем, пироги-печенья Агафья не любила, считала барским развлечением: хлеб да каша - пища наша. Иногда ностальгически вспоминала деревенскую еду: тюрю, которую делала мать, мурцовку. Я не понимала таких слов, а бабушка изумленно объясняла: "Да что же тут непонятного? Мурцовка - это вроде супа, только вода одна, маслица постного туда, луку покрошить, и хлебушка!" - "А тюря..?", - с тоской спрашивала я. - "Тюря - это совсем другое, это с квасом!", - разъясняла бабушка. - "Окрошка?", - оживлялась я. - "Ну вроде…", - соглашалась бабушка, - "да только пустая! Хлеб размочить в воде, лучку туда, соли…" - "Бабушка, да это же опять твоя мурцовка получается?", - удивлялась я. Бабушка не соглашалась: "Не-ет, в тюрю-то квас добавляли, для вкуса…, а мурцовка - на воде". Я замолкала, пытаясь представить эту еду, и бабушка тоже молчала, а потом, как будто извиняясь, добавляла: "А ведь вкусно было… Если посолить, конечно!" Рассказывала, что мать иногда жарила блинцы. - "Это блины, что ли?", - радовалась я знакомому слову. - "Да нет, что ты, ржаные такие … ну, вроде оладьев, что ли… с репой или брюквой. Или лебедой…. Заведет, бывало, а мы горячие таскаем… А мать - по рукам!", - баба Галя смахивала слезу. - "Сладкие? С вареньем?", - уточняла я. -"Что ты, кто же нам бы сахар-то дал…", - грустно отвечала бабушка, и я в свои 5 лет прекрасно понимала, почему она плачет: несладкие оладьи - это, и правда, большое испытание...

Ржаные оладьи с морковью

Хлопья ржаные — 100 г
Кефир — 250 мл
Яйцо — 1 шт.
Морковь — 100 г
Разрыхлитель – ½ ч.л.
Соль – 1 ч.л.
Сахар – 1 ст.л.
Растительное масло для жарки

Хлопья замочить в кефире, добавить яйцо, сахар, соль, затем добавить мелко натертую морковь, муку с разрыхлителем. Печь на слегка смазанной маслом сковороде с двух сторон на небольшом огне. Подавать со сметаной.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий