четверг, 10 октября 2013 г.

Салат из свеклы и апельсинов или раньше было веселей

В 80-х годах прошлого века мне, тогда еще молодому преподавателю, предложили поработать в одном учебном заведении, где учились иностранные коммунисты. Надо честно сказать - возможность покупать дефицитные продукты в буфете, "для других закрытом", была важным фактором при принятии решения. Помню, как заведующая кафедрой равнодушно разглядывала меня сквозь толстые линзы очков, а потом процедила: "Если не будет нареканий, сможете раз в полгода ходить в магазин. Наш." Я сразу поняла, что речь идет не об универмаге в соседнем доме, а о чем-то потаённом, секретном, дефицитном.
В буфете можно было купить, например, 5 глазированных сырков (больше не давали), кусок мяса без костей, банку консервированного горошка, если повезет, венгерские маринованные огурчики. В магазине я в свое время урвала гэдеэровский миксер (кстати, он честно работает до сих пор!), сапоги маме и японский зонтик… Миксеров было всего два, а желающих - в несколько раз больше. Приближенная к начальству лаборантка Вера сунула прибор мне в руки со словами: "Берите и бегите к кассе!" Я схватила и побежала…
Начальники, разумеется, были равнее равных, поэтому в спецмагазин их пускали в отдельный день, чтобы они сделали покупки не на глазах у черни. Как-то попала в буфет вместе со своей завкафедрой. Эта неприветливая дама, которая позволяла себе иногда не соглашаться с ректором, подобострастно просила у Людочки, Машеньки или Марии Петровны "кусочек вырезки, если можно - на день рождения сына, чтобы запечь с майонезом…" Людочка, Машенька или Мария Петровна разговаривала с ней через губу, явно давая понять, что заведующих кафедрами много, а она - продавщица - одна, да и вырезки - немного. И это надо ценить. И все ценили, включая саму заведующую.
Все это я вспомнила сегодня, заглянув сначала в большой магазин электроники, а потом в супермаркет поблизости. Ностальгия нахлынула и я, без всяких талонов, клятв и подписей кровью, купила и сырки, и маринованные огурчики, и даже вырезку. А еще - свеклу и апельсины. В том же заведении была я один раз на приеме для руководства - по-моему, по поводу годовщины революции. Попала я туда дуриком - попросили сопровождать профессора из ФРГ, а он решил, что и на прием мы идем вместе. Институтскому начальству пришлось подавить приступ гнева и демократично пропустить меня. Столы были накрыты пышно и в соответствии с представлениями о прекрасном сотрудников спецстоловой: розы из масла украшали салаты с майонезом, поросенок с глазами из маслин грустно держал во рту пучок петрушки… Мой профессор с тоской оглядел ассортимент и ничего не положил на тарелку. Я вещала про салат "Мимоза", "Оливье" и "Крабовый", а он явно не вдохновлялся. Что такое? Международный скандал? Предлагаю ему красную рыбу, корзиночки с икрой (икры, честно говоря, там было по чуть-чуть), профессор вежливо улыбается, но тарелка остается пустой. Пытаюсь выяснить, в чем дело, что не так. Оказывается, немец - строгий вегетарианец, не ест ничего, что с глазами… Что делать-то? Моя визави - заведующая кафедрой - смотрит волком (гость-то прибыл именно на нашу кафедру!), а поросенок уставился прямо на профессора. Тот подавляет рвотный рефлекс… В общем, пришлось бежать на кухню, где Людочка, Машенька и Мария Петровна сочинили нечто вегетарианское - из чего было. Порубили свеклу, добавили дефицитные апельсины… И что вы думаете - вышел очень вкусный салат, необычный. Профессор ел, причмокивая - я, разумеется, назвала его "русским". Потом выпил водки, потом добавил и, совсем расслабившись, махнул даже пару корзиночек с икрой… Заведующая кафедрой на следующий день выдала мне внеочередной талон в магазин, где я и купила тот самый миксер…

Салат из свеклы и апельсинов

Свекла – 1 шт.
Апельсин – 1 шт.
Чеснок – 1 зубчик
Оливковое масло – 2 ст. л.
Лимонный сок – 1 ст. л.
Соль – 1 ч.л.
Перец – 2-3 щепотки
Итальянские травы – 2-3 щепотки

Очистить свеклу. Положить ее на кусок фольги, сложенный в 2 раза, смазать маслом, посыпать итальянскими травами, слегка присолить, добавить дольку раздавленного чеснока, завернуть в фольгу и запечь до мягкости в течение часа в духовке. Остудить, порезать кубиками. Очистить апельсин так, чтобы срезать кожуру вместе с пленками, нарезать кубиками. Салат заправить оливковым маслом и лимонным соком, добавить соль и перец.  

4 комментария:

  1. Какой интересный салат! Контраст вкуса. Обязательно сделаю и доложу, спасибо за идею!

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, скоро празднуем день рождения вашего блога!! Поздравляю заранее! Так держать!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Татьяночка, салат получился вкусный - даже муж, который достаточно консервативен в еде, съел с удовольствием. спасибо за поздравления!

    ОтветитьУдалить
  4. Чудесная история)) Читала с удовольствием!

    ОтветитьУдалить