воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Светлый праздник



На Пасху - всегда солнце. Или это так кажется? Может, бывали и хмурые Пасхи с дождем, да я их не помню. Для меня этот день радостный уже оттого, что собирается семья, и мы вместе пробуем традиционную еду, разговариваем, смеемся, что-то вспоминаем, подтруниваем друг над другом. Называется это - пасхальный завтрак, но случается он около 12 часов: встаем неспешно. Если родня задерживается, а стол накрыт, начинаем звонить и торопить, ведь так хочется скорее попробовать кулич и разные пасхи. А стукнуться крашеным яичком? До сих пор все радуемся, как маленькие. Я уже как-то писала, что в нашей семье пекут особые куличи,  непохожие на привычные с обилием изюма и цукатов. (Вот оригинальный рецепт: http://brot-und-broetchen.blogspot.com/2011/04/blog-post_24.html ) Для меня и моих детей - это вкус детства, и другие мы не любим. Иногда, просматривая многочисленные рецепты пасхальной выпечки, задумывалась, откуда же все-таки  взялся бабулин вариант, но ответа не находила. Знаю только, что так пекла еще моя прабабушка Дуня, с которой я не пересеклась во времени. Мне-то кулич не просто нравится, я другие и есть не хочу, но часто слышу от знакомых: "А что, изюма не было?" или "Ну, цукатов ты пожалела..!" Вкус хвалят,  берут с собой, но… удивляются. Разве это кулич?.. Друзья же, которые помнят еще бабушкины произведения, наоборот, все больше переходят в нашу веру и тоже используют миндаль и цукаты в творожную пасху.

Недавно узнала, что семейный кулич - это западно-украинский папошник, так пекут и в Польше. И правда, по вкусу он ближе к панеттоне, итальянскому куличу, в том его варианте, где нет никаких наполнителей типа изюма. Про папошник В. Похлебкин пишет, что, как правило, в нем используется одна ароматическая сильная нота, например, кардамон (у бабушки - всегда мускатный орех), много сдобы, яиц или даже одних желтков - все, как у нас. Как прабабушка, жительница Самарской губернии, набрела на рецепт польского кулича, мне неведомо. И бабушка Надя не знала, так что теперь это останется тайной. Возможно, были у нас в роду какие-то поляки, которые принесли свои кулинарные традиции в семью, и они упали на благодатную почву - по бабулиным рассказам, ее бабушка, то есть моя прапрабабушка, была великой стряпухой. Когда пеку куличи, чувствую связь времен и поколений - не как-то возвышенно, а по-родственному, на бытовом уровне. Подсыпаю муку, растираю желтки и понимаю: не могу посрамить всех моих пра-пра-пра, они смотрят на меня с небес снисходительно и любовно…




4 комментария:

  1. Ольга, Христос воскрес!

    ОтветитьУдалить
  2. Madam, воистину воскрес! Всего доброго и самого светлого в этот чудесный день!

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга, с праздником! В этом году пекла куличи вашей бабушки Нади! Мне очень понравилось. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Татьяночка, и Вас с праздником! Очень рада, что куличи понравились!

    ОтветитьУдалить